Сахалинская область
  Перейти на Главную страницу  
 
 
 



90-летие СахНИРО

Мечение лососей

Отолитное маркирование

Мы вместе

22.01.2016
СахНИРО: о межгодовой динамике розничных цен на некоторые морепродукты

Специалисты ФГБНУ «СахНИРО» четвертый год осуществляют наблюдения за динамикой розничных цен на наиболее доступный сегмент морепродуктов в магазинах областного центра. Для мониторинга выбраны дешевые и довольно популярные объекты в мороженом виде: минтай б/г, треска б/г, навага, сельдь, камбалы, горбуша потрошеная и кальмары. Добычу этих биоресурсов в значительных объемах осуществляют сахалинские рыбодобывающие компании. Наблюдения на протяжении всего периода проводили в специализированном рыбном павильоне, в бюджетном сетевом супермаркете и у мелкооптовых продавцов (посредством телефонного опроса) (таблица 1).

Результаты предыдущих наблюдений показали, что в динамике цен существует сезонная составляющая. Так стоимость на некоторые виды рыбной продукции вполне закономерно снижается в период прохождения путин. В первую очередь, на объекты, которые добываются непосредственно на Сахалине (навага, горбуша). С другой стороны, имеют место резкие скачки цен на определенные биоресурсы, причины которых не обусловлены величиной добычи, а являются следствием закупок и поставок на остров. Во многом, ценообразование в розничной торговле морепродуктами в Южно-Сахалинске определяется конъюнктурой и спецификой рынка.

Прошлогодний анализ показал ряд особенностей. Объекты, пользующиеся спросом на внешних рынках (минтай, треска), значительно выросли в цене и для внутреннего спроса. Очевидно, что в этом случае причина была в снижении курса рубля при возможности альтернативной реализации продукции за границей. Морепродукты, традиционно востребованные преимущественно на российском рынке (сельдь, камбала, кальмар), такого скачка избежали. Однако такие «целевые» объекты внутреннего рынка, как горбуша и навага, в течение 2014 г. подорожали весьма значительно.

Таблица 1. Стоимость некоторых морепродуктов (руб./кг) в г. Южно-Сахалинск в январе 2013-2016 гг.

 Год    Позиция продаж
 Рыбный магазин  Супермаркет Мелкий опт
Минтай мороженый б/г 
 2013  75  82  50
 2014  90  97  75
 2015  95  166  115
 2016  60; 120  86*  85
    Треска мороженая б/г
 2013  100  109  90
 2014  100  106  80
 2015  150  129  180
 2016  157  122*  145
    Навага мороженая неразделанная
 2013  100  50  -
 2014  90  55  -
 2015  100  110  70
 2016  60; 90  97  65
    Сельдь мороженая
 2013  60  97  50
 2014  120  72  -
 2015  90  101  65
 2016  140  138  75
    Камбала мороженая неразделанная
 2013  75  67  65
 2014  75  69  65
 2015  75  62  60
 2016  110  80*  70
    Горбуша мороженая потрошеная
 2013  70  97  65
 2014  90  115  70
 2015  130  105  130
 2016  150  158*  149
    Кальмар мороженый (тушка)
 2013  120  100  75
 2014  120  133  80
 2015  130  90  100
 2016  180  112  135

*- продукт, реализуемый в рамках региональной программы «Доступная рыба»

Динамика цен за 2015 г. характеризовалась несколько иным вектором. Тресковые (минтай, треска, навага) за год продемонстрировали тенденцию к снижению цены. Здесь уместно заметить, что стоимость минтая б/г существенно уменьшилась и на международных оптовых рынках, в первую очередь китайском. Объекты, проявлявшие стабильность цены в 2014 г. (сельдь, камбалы и кальмар), в прошедшем году не удержались от роста, причем, как в розничной торговле, так и в мелком опте. И если подорожание кальмара можно связать с сократившимися почти вполовину объемами его вылова у Курильских островов (с 57 до 27 тыс. тонн), то добыча сельди и камбал не уменьшилась. Тенденция увеличения цены горбуши продолжилась и в 2015 г., по всей видимости, на фоне ее сократившихся подходов к сахалинским берегам.

В целом за трехлетний период подорожали все морепродукты, выбранные для анализа (таблица 2). Наименьший прирост цены отмечен для наваги и камбал, максимальный – для горбуши. Существенно прибавила в цене и сельдь, причем за последний год. Интересно также заметить, что в сегменте мелкооптовой торговли цены в относительном выражении увеличились за три года больше, чем в рознице. Вполне возможно, что это объясняется переходом розничных продавцов на закупки рыбы напрямую у производителей.

Таблица 2. Относительный прирост стоимости морепродуктов (%) за период с 2013 по 2016 г.

Наименование продукта Розница (в среднем) Мелкий опт
Минтай мороженый б/г 13% 70%
Треска мороженая б/г 33% 61%
Навага мороженая неразделанная 10% -
Сельдь мороженая 77% 50%
Камбала мороженая неразделанная 34% 8%
Горбуша мороженая потрошеная 84% 129%
Кальмар мороженый (тушка) 33% 80%

СахНИРО

 

Минуточку ...