Сахалинская область
  Перейти на Главную страницу  
 
 
 



90-летие СахНИРО

Мечение лососей

Отолитное маркирование

Мы вместе

14.01.2016
СахНИРО: обзор результатов промысла биоресурсов в Сахалино-Курильском регионе за 2015 г.

В прошедшем году промысел водных биоресурсов велся во всех рыбопромысловых районах, примыкающих к Сахалинской области. Суммарно в Западно-Сахалинской и Восточно-Сахалинской подзонах, Северо-Курильской и Южно-Курильской зонах было добыто 596 тыс. тонн биоресурсов, что на 109 тыс. т меньше, чем в 2014 г. Наибольший вклад в вылов обеспечил минтай (289 тыс. т). На втором месте по итогам года оказались тихоокеанские лососи (105 тыс. т), из них 52 тыс. т пришлись на горбушу и 48 тыс. т – на кету. Далее по объему годового изъятия следовали сайра (67 тыс. т), кальмары (39 тыс. т) и терпуги (27 тыс. т). «Нечетный» год оказался для Сахалинской области «неурожайным» на горбушу. При прогнозе вылова в 149 тыс. тонн ее добыли почти на 100 тыс. т меньше. Как показал анализ всей доступной информации, причиной слабых подходов горбуши стала высокая смертность ее поздней формы в морской период жизни. В противоположность горбуше, промысел кеты можно признать успешным – получен исторический максимум ее уловов. На протяжении 1950-х – 1990-х годов совокупная добыча кеты в Сахалинской области колебалась в среднем от 3-х до 5-ти тысяч тонн за путину. Сегодня эта величина возросла на порядок. Очевидно, что рекордный улов кеты получен благодаря деятельности сахалинских лососевых рыбоводных заводов. Особенно эффективно в этом плане функционируют кетовые заводы о. Итуруп, где ее вылов превысил 20 тыс. тонн. Если рассматривать итоги промысла без тихоокеанских лососей, то в прошедшем году в морских водах и прилегающем прибрежье Сахалино-Курильского региона добыто 491 тыс. т биоресурсов. В сравнении с 2014 г., величина «морского» вылова уменьшилась на 86 тыс. т. Наибольшую убыль к предыдущему году обеспечили: сайра (-35 тыс. т), кальмар (-30 тыс. т), минтай (-10 тыс. т) и терпуг (-9 тыс. т). Следует заметить, что, если снижение вылова минтая было следствием уменьшения величины его ОДУ, то отрицательный прирост по сайре и терпугу был обусловлен слабой промысловой обстановкой. Добыча кальмара упала из-за экономических причин. Положительный прирост вылова (более 70% к прошлому году) показали морские окуни, несколько скромнее увеличилось изъятие морских гребешков, сельди, бычков, камбал и кукумарии. В связи со спецификой распределения объектов, промысловая нагрузка различалась по районам.

Западно-Сахалинская подзона. Низкие показатели добычи сохранялись в этой подзоне на протяжении всего года. Вылов всех биоресурсов составил здесь 23 тыс. тонн, из них 14,5 тыс. обеспечили тихоокеанские лососи, из которых 5,8 тыс. т пришлись на горбушу и 8,7 тыс. тонн – на кету. Из объектов морского промысла можно выделить ламинарию и северную креветку, которых изъяли 3,0 и 1,5 тыс. тонн соответственно. Рост интереса к добыче ламинарии продолжается второй год подряд и ее съём в подзоне за прошедший год увеличился на 400 т. Вылов морских рыб придонного комплекса (минтай, камбалы и треска) традиционно оставался невысоким и суммарно составил 2,5 тыс. т. Однако следует отметить прибавку вылова минтая и трески более чем на 50% к уровню прошлого года. Величина добычи других объектов была незначительна, тем не менее, стоит обратить внимание на первую за долгие годы поимку 3,5 т сардины-иваси. Вполне возможно, что в ближайшие годы ее подходы к берегам Сахалина возрастут, и сардина станет важным объектом промысла на япономорском побережье острова. Пока же объемы вылова в Западно-Сахалинской подзоне оставались на уровне последних лет.

Восточно-Сахалинская подзона. Здесь в течение года было изъято 174 тыс. тонн биоресурсов. Высокая результативность в этом рыбопромысловом районе была обеспечена возросшими ресурсами минтая. Исследования, проведенные в этом районе, позволили откорректировать ОДУ минтая с 65 до 103 тыс. тонн. Вся добавка была успешно освоена добывающими компаниями в течение ноября-декабря. Как уже упоминалось выше, результаты лососевой путины оказались ниже ожиданий. За летне-осенний период у восточного побережья Сахалина было добыто 44 тыс. тонн горбуши и 13 тыс. тонн кеты. В течение января в прибрежных водах залива Терпения было выловлено 4 тыс. тонн наваги. Относительно стабильным в подзоне остается промысел кукумарии (2,9 тыс. т) и краба-стригуна ангулятуса (2,8 тыс. т). По сравнению с 2014 годом на 0,5 тыс. тонн сократился вылов камбал, составив по итогам 1,9 тыс. тонн. Устойчивый интерес сохраняется к добыче ламинарии – в течение двух последних лет вылов составляет 1,2 тыс. тонн. Другие гидробионты добывались в Восточно-Сахалинской подзоне в незначительных количествах.

Южно-Курильская зона. Итоговый вылов в водах Южных Курильских островов составил 204 тыс. тонн. В отличие от 2014 г. на первое место по вылову в этом районе вышел минтай с величиной 85 тыс. тонн. После незначительного снижения ресурсы южно-курильской популяции минтая стабилизировались и демонстрируют тенденцию к некоторому росту. Второе место по величине вылова оказалось за сайрой (66 тыс. т). При этом для отечественных сайроловов путина сложилась крайне неудачно – на их долю пришлось только 19 тыс. т - это минимальный вылов за последние годы. Еще 3 тыс. тонн сайры было добыто российскими рыбаками за пределами ИЭЗ. Сайроловы Японии и Республики Корея добыли в Южно-Курильской зоне 41 и 6 тыс. тонн, соответственно. Лососевая путина в южно-курильских водах прошла весьма неоднозначно. Если подходы кеты, в основном заводского происхождения, оказались обильными и позволили выловить 22 тыс. тонн, то возврата горбуши практически не произошло. Вылов последней составил всего 1,6 тыс. тонн. Отсутствие горбуши на Южных Курилах второй год подряд свидетельствует о депрессии этой группировки, при том, что только объемы выпуска молоди с заводов (около 130 млн. экз.) позволяют рассчитывать ежегодно на вылов нескольких тысяч тонн этого вида.

В последние годы у Южных Курил отмечалось значительное приращение вылова кальмара: 2 - 5 - 12 тыс. тонн, в 2012 – 2014 годах, соответственно. В прошедшем году величина изъятия этого моллюска осталась на высоком уровне – 11,4 тыс. тонн. Здесь следует заметить, что в этом районе промысел базируется в основном на пелагическом виде кальмара – тихоокеанском, тогда как традиционный для наших рыбаков придонный вид – командорский кальмар, добывается севернее. Среди других значимых объектов промысла у Южных Курил заслуживает упоминания морской еж. Объемы его вылова стабильны на протяжении ряда лет и колеблются в районе 6 тыс. тонн. Изъятие трески в районе также стабилизировалось на уровне 4 тыс. тонн. Терпугов, как и годом ранее, добыли 2,3 тыс. тонн. Вылов других объектов, таких как камбалы, кукумария, навага, составлял 1 - 0,5 тыс. тонн, и, в целом, оставался на уровне 2014 г. Заслуживает внимания факт добычи у Южных Курил  почти 300 тонн скумбрии. Годом ранее аналогичный показатель составлял лишь 26 тонн. Очевидно, что подходы этого южного вида в наши воды, как и сардины-иваси, возрастают.

Северо-Курильская зона. На акватории, прилегающей к северным Курильским островам, морской судовой промысел остается наиболее интенсивным среди других районов Сахалинской области. За прошедший год здесь выловлено 197 тыс. т водных биоресурсов. Традиционный лидер по вылову в этом районе – минтай, которого добыли 101 тыс. т. Столь высокий уровень добычи у северных Курил сохраняется уже шестой год и обусловлен относительно благополучным состоянием ресурсов минтая в этом районе. На втором месте по объему изъятия остался командорский кальмар (27 тыс. т), традиционно потеснив на третью строчку северного одноперого терпуга (25 тыс. т). Однако в обоих случаях произошло существенное снижение добычи относительно предыдущего года. И если по терпугу вылов сократился на четверть, то по кальмару более чем на 50%. Причины недолова терпуга связаны со снижением численности курило-камчатской популяции этого вида. Что касается кальмара, то причина кроется в отсутствии интереса к его добыче из-за низкой цены. Снижение вылова продемонстрировал и макрурус: с 8 до 5 тыс. тонн. Позитивную тенденцию сохранил гребешок, превысив отметку в 8,4 тыс. тонн. Трески и камбал на северных Курилах поймали в количестве 7 и 4 тыс. тонн соответственно. Резко вырос вылов морских окуней (с 1,7 до 3,0 тыс. тонн), что связано, по-видимому, с ростом их запасов. Во время весенней траловой съемки на шельфе северных Курил были обнаружены значительные скопления получешуйного бычка, что отразилось и на его вылове – 3,6 тыс. тонн против 2,3 тыс. в 2014 г. Следует отметить также поимку более 1 тыс. тонн сайры в Северо-Курильских водах.

В целом, результаты промысла биоресурсов в 2015 г. в рыбопромысловых районах, примыкающих к Сахалино-Курильскому региону, оказались минимальными за последние пять лет. Отчасти это обусловлено ослабленным подходом горбуши к Восточному Сахалину и Южным Курилам, хотя разница в вылове тихоокеанских лососей между 2014 и 2015 годами всего 16 тыс. тонн в пользу первого. Т.е. абсолютные цифры не свидетельствуют о какой-то «лососевой катастрофе». Более серьезный спад показали морские промыслы – в первую очередь сайры и командорского кальмара. Тем не менее, добыча почти 600 тыс. тонн рыб, беспозвоночных и водорослей, безусловно, серьезный результат. Даже если допустить, что в экосистеме Северной Пацифики для горбуши сахалино-курильских стад наступил неблагоприятный период, вполне возможно, что пропорция вылова в ближайшие годы без значительных колебаний по величине сместится в сторону южных мигрантов – сардины-иваси и скумбрии, переживающих подъем численности.

СахНИРО

 

Минуточку ...